Шаманское искусство Перу

Шаманизм, мифы и легенды в творчестве перуанских художников

Мачете в искусстве

В прекрасном уголке перуанской Амазонии, где река Укаяли словно гигантская змея, неспешно петляет среди высоких и могучих тропических деревьев, живет замечательный художник — Грасиела Ариас Салазар. В ее творчестве удивительным образом переплетаются мифы, легенды и современная жизнь этого удивительного региона.

 

Родившись в 1978 году в Аякучо, Грасиела в возрасте трех лет вместе с семьей переехала в регион Укаяли. Именно здесь она ощутила глубокую связь с природой и культурой Амазонки, которая продолжает вдохновлять ее по сей день.
«Там я выросла, наблюдая за природой, как маленький дикий зверек», — вспоминает она. «Я искала, откуда доносится крик животных, я видела высоко на своей головой птиц, а внизу, под ногами — змей. Там я узнала, что значит выживать».
Я очень рад, что мне довелось познакомиться с Грасиелой. Мы дружим уже двадцать лет, с того самого момента, когда я впервые ступил на перуанскую землю. Стены моей квартиры, как и обложки нескольких моих книг украшены картинами Грасиелы. Часть ее работ я демонстрировал на выставке в Государственном музее истории религии.

 

Грасиела использует в своем творчеств самые разнообразные материалы, обычно представляющие собой предметы быта обитателей амазонского региона. Однажды я был на выставке ее картин в Лиме. Материалом для некоторых ее работ послужили старые полуистлевшие индейские каноэ, для других — мачете.

 

Мачете не раз спасало жизнь Грасиелы. И это навело ее однажды на мысль о том, что эти орудия являются символом жизни человека в джунглях.

 

«С помощью мачете можно освободить пространство от леса и построить целую деревню», — говорила Грасиела. «С его помощью вы можете построить дом, нарезать мясо, рыбу… Это инструмент, который воплощает в жизнь все ваши мечты».

 

Мачете, инструмент, который не только режет, но и создает, защищает и питает…
В своем творчестве Грасиела занимается исследованием мифологии шипибо-конибо, роли женщин в коренных общинах и отношение между народами Амазонки и современным миром в целом. Грасиела считает, что искусство может помочь изменить общество и привлечь внимание к проблемам коренных общин.
Ее искусство было представлено на выставках в Аргентине, Китае и России. Этим летом работы Грасиелы Ариас можно было увидеть на престижной выставке , которая проходила в Национальном музее женщин-художниц в Вашингтоне, округ Колумбия (США).

 

Автор: Павел Берснев

Источник: https://curanderos.club

Девочка с мачете

 

«Девочка с мачете»

Как пишет амазонский художник Грасиела Арисас Саласар (Graciela Arias Salazar): «Как житель амазонской сельвы, в мачете я вижу единственный инструмент, который человек джунглей использует, чтобы пробиться сквозь толщу джунглей и покорить их, добыть пищу, построить дом и свое будущее, обеспечить безопасность своей семьи. Ведь именно с помощью мачете прокладывается путь, возделываются фермы, собираются плоды бананов и юки, с помощью мачете защищаются от диких животных и изготавливают орудия труда и деревянную утварь. Мачете символизирует движение вперед к будущему». 

 

За почти двадцать лет наблюдений за жизнью коренных обитателей амазонской сельвы могу подтвердить, что все обстоит именно так, как описывает Грасиела. Похоже, что мачете — это вообще первый инструмент, с которым житель сельвы знакомится еще в младенчестве. Нередко можно наблюдать, как малыш бодро почесывает мачете за ухом и размахивает им что есть мочи. При этом взрослые даже не пытаются вырвать мачете из рук ребёнка. Представляю такую картину где-нибудь на детской площадке мегаполиса. Сколько сразу поднялось бы крику  перепуганных взрослых: «Сейчас ребёнок отрежет себе ухо! Он сейчас кого-нибудь зарубит!» А вот в сельве на ребенка с мачете в руках никто даже не обращает внимания. Пусть учится обращаться с главным подручным инструментом своей жизни. Мачете используется практически в любой хозяйственной деятельности — от чистки кокоса до покоса травы на поле (что мы обычно делали раньше с помощью косы, а я до сих пор предпочитаю косу газонокосилке, триммеру, в память о тех временах, когда косил траву на рассвете с моим дедушкой).

 

Фото, которое я сделал несколько дней назад, я назвал «Девочка с мачете». Как бойко дети продирались сквозь сельву, расчищая нам дорогу от колючих лиан. В джунглях никто не назовет женщину (и даже девочку 11-12 лет) представительницей «слабого пола».

Интересно, а в русской деревне есть такой инструмент? Топор? ) Или мачете не найти аналогий в русской лесной жизни?

 

Автор: Павел Берснев

Источник: https://curanderos.club

 

Из дневниковых записей

9 апреля 23

У меня нет никаких сомнений в том, что Перу — страна чудес. Сколько всего здесь происходило удивительного. О чем-то я уже написал в моих книгах, что-то еще ждёт своего часа, чтобы обрести книжную плоть. Но на этот раз я хотел поделиться с вами удивительным событием, произошедшим со мной прямо сегодня. Я вышел из отеля, не имея каких-то определенных планов и целей. Просто пошел, куда глаза глядят. Сегодня в Лиме легкий свежий ветерок и приятная дымка из океанского тумана гаруа. Для прогулки — идеальная погода. И вот иду я, избегая шумных проспектов, выбирая тропки и улочки с парками и зеленью. Долго иду… и вдруг предо мной неожиданно возникает… музей современного искусства (museo de arte contemporáneo). Понятное дело, мимо пройти я не мог. Захожу… в первом здании — довольно интересная выставка. Это постоянная экспозиция. Особенно впечатлила скульптурная композиция на тему мученической судьбы женщин, вынужденных всячески угождать мужской тирании. Однако если бы этим  залом все и ограничилось, то это не не было бы поводом для моего восторга и этой заметки. Этим поводом стало второе здание с временной экспозицией, посвященной перуанской Амазонии.

 

Многочисленные работы очень и очень талантливых художников, некоторые из которых не профессиональные художники, а самоучки, коренные индейцы, представители этнических групп Перу, таких как бора, ашанинка и, конечно, шипибо-конибо. Вот это уже был настоящий повод для восторга. Но восторг в квадрате я испытал, когда увидел работы… Грасиелы (Graciela Arias, Ayacucho, Perú, 1979)… с этой сказочно талантливой художницей я познакомился еще в мое первое путешествие в Перу, то есть без малого двадцать лет назад. В тот мой приезд я никак не мог удержаться, чтобы не приобрести несколько ее работ в соавторстве с еще одним замечательным художником — Мигелем Билка Варгасом. Потом, уже в другие мои приезды в Страну Чудес я приобрел еще несколько картин, одна из которых занимает почетное место в моем кабинете. Созерцать эту картину я могу бесконечно. А еще — с любезного разрешения Грасиелы обложку моей книги «Шаманизм в Новом Свете» уже не первое издание украшает картина Грасиелы.

 

Так неожиданно и так приятно было обнаружить в Музее современного искусства ее работы… Не было нужды читать подписи к работам, чтобы безошибочно узнать в них шедевры Грасиелы. Одна работа — «La sirena del Ucayali» (Сирена из Укаяли) живописное ‘полотно’, написанное акриловыми  красками… прямо на настоящем ветхом индейском каноэ — мифопоэтические мотивы на тему подводного мира Хыны Ныты, с сиренами и розовыми дельфинами, с божественными женскими энергиями, воплощенными в образе Хыны Ибо, Сирены, хозяйки подводного мира.

А другая работа — картина, запечатленная… на шести мачете. Вы когда-нибудь видели картины на мачете? ) теперь видели ) Называется она «El primer hombre no fue hombre, fue mujer» («Первым человеком был не мужчина, им была женщина») — весьма феминистическая идея, своеобразная форма протест против патриархального строя и мужского доминирования, хоть, конечно, это и противоречит библейской истории. Однако, здесь речь не о религии. Это творчество и самовыражение художника, идея важности и ценности женской природы, которая не должна восприниматься как вторичная по отношению к мужской. Во всяком случае как зритель, так увидел эту работу я*.

 

Да, отмечу еще, что рядом с работами Грасиелы соседствовали две картины Пабло Амаринго.

 

Такой вот удивительный день, в череде других удивительных дней, проведенных в Перу. Спасибо тебе, Грасиела, и конечно — Viva el Perú! 🇵🇪❤️

* Когда Грасиела прочитала мою публикацию, она уточнила, что работа на мачете написана по мотивам книги Сезара Кальво де Араухо «ТРИ ПОЛОВИНКИ ИНО МОХО» (Cesar Calvo de Araujo  «LAS TRES MITADES DE INO MOXO»)

 

Автор: Павел Берснев

Источник: https://curanderos.club