Индустрия культуры и туризма в Латинской Америке
Этнографический туризм – явление особенное. Это одновременно явление и самого туризма, и культуры в целом.
Я занимаюсь международным этнографическим туризмом уже двадцать лет. За это время большое число туристов из России и из-за рубежа смогли заглянуть в мир практически незатронутой западной цивилизацией традиционной культуры индейцев Латинской Америки.
В нашем клубе «Курандерос» мы совместно с Русским географическим обществом, и прежде всего – с комиссией по изучению стран Латинской Америки РГО организовали и провели множество экспедиций в Перу, Боливию, Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Мексику и другие страны.
Мы ставим перед собой с одной стороны научные цели –
изучение культуры коренных народов Латинской Америки, а с другой – мы разрабатываем особые программы путешествий для туристов. Можно сказать, что это элитарный туризм для людей, готовых увидеть настоящую, не «причесанную» специально для туристов жизнь коренных народов.
Нас всегда интересовали не «потемкинские индейские деревни», а настоящий быт аутентичных аборигенов.
Наш клуб «Курандерос»
— это сообщество, объединяющее исследователей традиционных культур, древних цивилизаций, методов духовного врачевания, традиционной медицины, истории, религии, сакрального искусства, архаических психопрактик, этнопсихологии, духовной жизни, первобытных верований, мифов, ритуалов и обычаев народов мира.
Одно из основных направлений деятельности нашего Клуба — изучение целительных практик перуанских шаманов в амазонских джунглях и Андах, мексиканских шаманов в горах Западной Сьерры-Мадре и на полуострове Юкатан. В программе наших исследований — включенное этнографическое наблюдение, церемонии с аутентичными шаманами.
Туристы во время путешествия в индейские племена получают возможность познакомиться с культурой, религиозными верованиями и жизнью коренных индейцев.
Особый интерес для нас всегда представлял народ шипибо-конибо, проживающий на территории тропических амазонских лесов Перу в Южной Америке. Участники нашего клуба занимаются исследованиями верований и аутентичных шаманских практик племени шипибо-конибо. Их ждет знакомство с аутентичными шаманами, шаманским мировоззрением и жизнью коренных индейцев Южной Америки, погружение в мир традиционного шаманизма, изучение мира растений, используемых в практике врачевания, обучение основам народной медицины тропической сельвы, искусство кыны, целительные песнопения быва-икарос.
Священные знания в духовной культуре индейцев непрерывно передавались и бережно хранились на протяжении тысячелетий.з>
В XVII веке племена шипибо и конибо (раньше это были разные племена, впоследствии слившиеся в одну этническую группу) наводили страх и ужас на католических миссионеров, которые вели проповедь среди амазонских народов.
Европейские миссионеры и колонисты впервые вступили на территорию, где обитали шипибо и конибо в XVI столетии. Во времена испанского завоевания шипибо делили бассейн реки Укаяли с другими коренными народами: конибо, шетебо и ашанинка. Первым европейцем, вошедшим в великую реку Пару (Páru), которая ныне называется Укаяли, был Хуан Салинас де Лойола, который в 1557 году отправился на каноэ вверх по реке к землям париаче (Pariache), то есть к конибо.
В настоящее время шипибо-конибо – очень дружелюбный народ, сохранивший древние традиции и вместе с тем принявший христианскую веру. В общинах индейцев насчитывается по несколько христианских церквей (как правило, протестантских), школы, в которых дети получают не только общее образование, но также изучают традиции своего народа. Занятия проходят как на родном языке, так и на языке общем для всей страны – испанском. На сегодняшний момент этническая группа шипибо-конибо является одним из наиболее многочисленных племен, обитающих в районе реки Укаяли в Перу, и состоит из более чем тридцати тысяч человек.
Несмотря на христианизацию и современное образование в школах, шипибо-конибо сохранили свои древние традиции, главными хранителями которых издревле были шаманы. Индейцы верят, что мырайя — шаман, который достиг высшего уровня духовного развития, может перемещаться во все пространства мира и устанавливать контакты с существами, которые там обитают. Он может превращаться также в зверей: тигра, удава, пуму, в любого, кого захочет. У него есть способность становиться невидимым, исчезать в одном месте и появляться в другом. Особое явление латиноамериканской духовной культуры — курандеризм. Это синтез индейской космологии, народных методов лечения, шаманских практик и христианской религии.
Курандерос (на языке шипибо раумис «raómis», от рау «ráo» —«медицина», «целительная сила растений», «растения силы» и «mis» — делающий) являются целителями, врачевателями, специалистами по лечению различных недугов.
«Курандерос» — это испанское слово, происходящее от латинского «cura», означающего заботу, попечение, лечение и «curans» — врач, врачеватель. Соответственно, латинское «curans» переводится как врач, целитель. В испанском «curar» — лечить, исцелять. А в английском «cure» — «забота, исцеление», а также «исцелять, исправлять, приносить здоровье,очищать».
Главная задача традиционных курандерос Латинской Америки в сохранении равновесия природных сил, а при необходимости и восстанавливать нарушенное равновесие (посредством целительства — то есть восстановления целостности, динамического баланса на всех доступных для каждого конкретного курандеро уровнях реальности).
С традициями курандерос туристы могут познакомиться что называется прямо в «этнографическом поле». На свой страх и риск они могут принять участие в целительных шаманских церемониях.
В качестве отдыха мы можем предложить туристам серфинг в водах Тихого океана, дайвинг на Галапагосских островах, треккинг в перуанских Андах (в том числе – с посещением легендарного города-святилища Мачу- Пикчу), рафтинг по горным рекам, и многое другое. В Перу, Эквадоре, Колумбии и других латиноамериканских странах есть все, чтобы ощутить сказку и магию жизни. Мы любим Перу, Эквадор, любим всю Латинскую Америку, любим замечательную историю и древнюю культуру этого великого континента. Каждая наша новая поездка в Латинскую Америку, каждое наше путешествие в край древней истории и духовных традиций индейцев неповторимы.